Цифровая образовательная среда
1 сентября 2020 года в 14 регионах Российской Федерации началось проведение эксперимента, состоящего во внедрении федерального проекта «Цифровой образовательной среды» (ЦОС) в школах.
ЦОС — это всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС призван способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное использование новейших технологий в процессе обучения.
ЦОС - это единая информационная система, которая объединит всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию учебных заведений.

Цель регионального проекта «Цифровая образовательная среда»
Создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
Главная задача ЦОС — создание современной и безопасной электронной образовательной среды, обеспечивающей доступность и высокое качество обучения на всех уровнях. Предполагается, что уже к 2024 году ЦОС внедрят в 75 субъектах Российской Федерации для более 500 тысяч школьников.
Задачи регионального проекта «Цифровая образовательная среда»
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
- внедрение в Омской области целевой модели цифровой образовательной среды;
- формирование и поддержка функционирования информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктуры образовательных организаций;
- обеспечение интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/c – для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/c – для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, и гарантированным интернет-трафиком;
- обновление в образовательных организациях, расположенных на территории Омской области информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов;
- обеспечение внедрения современных цифровых технологий в основные общеобразовательные программы;
- повышение квалификации работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности с целью повышения их компетенций в области современных технологий электронного обучения.
Документы федерального уровня
- Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 14.01.2020 г. № МР-5/02 — Методические рекомендации по вопросам внедрения целевой модели образовательной среды в субъектах РФ
- Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды»
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 15.01.2021 г. № 14 «Об определении детализированного состава платформы цифровой образовательной среды»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 08.09.2021 № 634/925 «Об утверждении стандарта оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением»
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 26.08.2022 г. № 771 «Об утверждении методики расчёта показателей в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации»
- Приказ Минпросвещения России от 30.06.2021 № 396 «О создании федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России «Моя школа» (вместе с «Концепцией создания федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России «Моя школа»)
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2022 г. № 1241 «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме»
- Методические рекомендации (2021 год) по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»
- Методические рекомендации (2022 год) по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»
- Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий
- Методические рекомендации профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды
- Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
- Письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 10.04.2020 № ЛБ-С-088-8929 «О направлении методических рекомендаций для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности»
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»
- Обсуждение проекта совместного приказа об утверждении стандарта «Цифровая школа», опубликованного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов
- Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования. Руководство базируется на результатах научных исследований, выполненных в последние годы, в том числе в рамках многоцентровых исследований по обеспечению безопасных для здоровья детей цифровых образовательных технологий под эгидой Отделений медицинских наук РАН
- Методические рекомендации по регистрации обучающихся на Едином портале государственных услуг
- О ходе реализации проекта в Омской области
Документы регионального и муниципального уровня
- Распоряжение Правительства Омской области от 27 июня 2019 г. № 116-рп
«О мерах по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в 2020 — 2022 годах» - Паспорт регионального проекта «Цифровая образовательная среда», включая Паспорт проекта
- Положение о центре цифровой трансформации и информатизации сферы образования казенного учреждения Омской области «Региональный информационно-аналитический центр системы образования»
Письмо Министерства образования Омской области от 24.08.2020 г. № 19355 О подключении к АИС «Элемент» с инструкциями:
- Инструкция по работе со службой технической поддержки пользователей АИС «Элемент»
- Инструкция Администратора школы по работе в АИС «Элемент»
- Инструкция Пользователя по работе с АИС «Элемент»
ФГИС «Моя школа»
Целью создания ФГИС «Моя школа» является обеспечение эффективной информационной поддержки органов и организаций системы образования и граждан в рамках процессов организации получения образования и управления образовательным процессом, а также создание условий для цифровой трансформации системы образования и эффективного использования новых возможностей информационных технологий.
Презентация. Вебинар № 1 «Основные вопросы внедрения ФГИС «Моя школа» от 17.05.2022
Видеозапись. Вебинар № 1 «Основные вопросы внедрения ФГИС «Моя школа» от 17.05.2022
«Сферум»
Возможности и процедура регистрации на информационно-коммуникационной образовательной платформе «Сферум», Мозжерова О.В., главный аналитик центра цифровой трансформации и информатизации сферы образования КУ РИАЦ
Вебинары для учителей от ИКОП «Сферум»
- Формат смешанного обучения: как проводить уроки на платформе «Сферум»
- Как проводить внеклассные занятия в цифровом формате и не потерять индивидуальный подход
- Сетевое взаимодействие школ: новые возможности для работы и профессионального общения
- Цифровые инструменты для внеклассных занятий: как разнообразить образовательную программу
- Организация и проведение межшкольных проектов по медиаобразованию
- Деятельностный подход и навыки учителя XXI века
- Медиаобразование через медиатворчество
- Курс по инфобезопасности в школе
- Практические занятия по медиаобразованию на платформе «Сферум»
- Конкурс «Информационная безопасность XXI век»: правила безопасного интернета
- «Информационная безопасность XXI век»: безопасное поведение в сети «Интернет»
- «Информационная безопасность XXI век»: кибербезопасность
- «Информационная безопасность XXI век»: правовые основы информационной безопасности
- Мастер-класс Олеси Малыш «Цифровые помощники педагога»
- Всероссийская онлайн-конференция «Безопасный интернет: что нужно знать школьникам и учителям»
- От программы воспитания к нескучным классным часам и родительским собраниям
- Как учителю соблюдать цифровой этикет